12 апреля 2018 года Сейм Латвии принял предложенный Министерством юстиции законопроект “Закон о кооперативных обществах”, который вступил в силу с 1 января 2019 года.
Кооперативное общество (далее – КО) – это юридическое лицо. По сути, КО служит для реализации экономических интересов его скооперировавшихся членов.
КО – открытая организация, т. е. туда может вступить любое лицо, желающее получать услуги КО и выполнять предусмотренные уставом КО обязанности.
Для КО характерно демократическое управление. Каждый член КО имеет один голос, независимо от сделанного взноса (количества паев). Даже в случае проведения собрания полномочных представителей вместо общего собрания, члены КО сохраняют контроль за управлением КО, назначая и снимая представителей.
В КО существует принцип экономического участия, предусматривая для членов КО права и обязанности по оплате основного капитала, погашению расходов и убытков.
В связи с тем, что Закон о кооперативных общества, принятый еще в 1998 году, морально устарел, Министерство Юстиции разработало новый нормативный акт, который несет в себе множество как существенных, так и чисто технических изменений.
1) урезан объем обязательной информации, указываемой в уставе. В уставе будет необходимо указать:
2) Информация о членах совета, собрании представителей, ревиденте указывается только в том случае, если создание таких институций планируется. Информация о сроке деятельности КО, вступительном и членских взносах – только если таковые предусматриваются.
3) Остальные нормы носят императивный характер, соответственно, регулируются законом и в устав не вписываются. Указывать в уставе права и обязанности членов КО, порядок их принятия и исключения, порядок распределения прибыли, порядок погашения убытков, порядок ликвидации и реорганизации КО, порядок созыва общих собраний членов КО и порядок их обжалования не обязательно.
4) Также в уставе больше не нужно указывать юридический адрес КО, что затрудняло смену юридического адреса, поскольку автоматически влекло за собой смену устава, т.е. созыв общего собрания.
5) Кроме того, согласно действующему нормативному регулированию при изменении устава КО в Регистр предприятий нередко подавался только текст изменений устава, а не полный текст устава в новой редакции. У Регистра предприятий не было основания отказать в присоединении данного текста изменений к регистрационному делу, однако в результате этих действий было очень затруднительно четко определить актуальное содержание устава КО. Новый закон предусматривает необходимость подавать в Регистр предприятий как текст изменений устава, так и полный текст устава в новой редакции.
6) одновременно законодатель увеличил требование к количеству голосов, которые должны быть отданы за внесение изменений устава (а также за проведение реорганизации и прекращение деятельности КО) – три четверти от присутствующих на собрании членов КО вместо нынешних двух третей.
1) Принцип изменчивости капитала КО сохранен, поскольку КО – это добровольная организация, и лица имеют право свободно вступать и выходить из него, что влечет за собой изменения в основном капитале. Данная изменчивость капитала означает, что согласно новому закону ни в уставе, ни в публичных регистрах данный основной капитал фиксироваться не будет (в уставе указывается только минимальный размер основного капитала).
2) Сумма основного капитала образуется из общей суммы номинальной стоимости паев. Это означает, что основной капитал разделен на паи, но паи в отличие от долей (акций) обществ капитала не определяют размер права на управление, а являются показателем принадлежности к КО и дают право на получение услуг от КО. Поэтому паи не могут свободно отчуждаться третьим лицам, поскольку приобретение пая не означает получение статуса члена КО. Статус члена КО лицо может получить только по решению правления и после регистрации в регистре членов КО, как это будет описано ниже.
3) Паи больше не делятся на основные и дополнительные. В предыдущем законе указано, что дополнительные паи не имеют права голоса. Учитывая, что для КО характерно демократическое управление, и у каждого члена КО только один голос, нет никакого логического обоснования, зачем право голоса нужно было бы привязывать к категории пая.
4) Новый закон о КО больше не определяет сумму минимального основного капитала. Согласно действующему регулированию, минимальный размер основного капитала КО – 2800 евро, для жилищных, садовых, гаражных и других видов КО – 280 евро. По новому закону сумму минимального капитала КО определяют его члены (учредители). Эта сумма вписывается в устав для защиты интересов самого КО и его членов, чтобы отслеживать ситуации, когда собственный капитал КО становится меньше определенного уставом минимума. Это – своеобразная точка отсчета для управляющей институции, чтобы принять соответствующие меры и предотвратить ухудшение экономической ситуации в КО.
5) Теперь КО смогут оплачивать капитал, как деньгами, так и имущественным вложением. Имущественное вложение оценивает либо оценщик, либо все члены (учредители) КО (раньше – только оценщик). Если имущественное вложение оценивается членами (учредителями) КО, то они несут солидарную ответственность за убытки, причиненные неправильной оценкой.
Новый закон предлагает два принципа разделения прибыли:
1) в зависимости от количества потребленных услуг каждым членом КО. Т.е. больше прибыли получает тот член КО, который больше использовал услуги КО и, соответственно, способствовал увеличению прибыли,
2) в зависимости от вложения члена КО в основной капитал (паев).
Можно использовать оба принципа одновременно, предусмотрев, что часть прибыли распределяют по принципу потребления услуг, а часть – в соответствии с размером вложений в основной капитал.
Изменился порядок вступления и выхода из КО. Согласно предыдущему закону, лицо приобретает или теряет статус члена КО с момента принятия соответствующего решения правлением. Новый закон предусматривает, что член КО – это лицо, внесенное в регистр членов КО. Т.е. лицо получает статус члена КО с момента занесения в регистр и теряет его с момента исключения из регистра. Это сделано для того, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться со списком членов КО в одном документе. Таким образом, если член КО желает проверить правомерность какого-либо решения общего собрания, ему не нужно запрашивать соответствующие решения правления о принятии в членство, а достаточно запросить регистр членов.
Чтобы избежать ситуации, когда правление задерживается с внесением записи в регистр членов, новым законом определен момент, когда эта запись должна быть сделана: если решение о принятии принято правлением, то запись в регистр делается одновременно с принятием такого решения. Если принятие такого решения доверено другой институции (например, общему собранию), правление обязано внести изменения в регистр членов КО в течение трех дней.
Членом КО может быть только то лицо, которое использует услуги КО и соответствует определенным уставом критериям (если таковые предусмотрены).
Больше не требуется утверждать решение правления о принятии нового члена на общем собрании. Данное требование порождало порой абсурдные ситуации, когда правление принимало решение о приеме нового члена, новый член КО длительное время пользовался услугами КО, выполнял обязанности члена КО, но общее собрание его не утверждало, делая решение правления о приеме недействительным. Учитывая, что в новом законе четко оговорены причины для отказа в приеме в КО, правление будет в состоянии констатировать наличие или отсутствие этих причин и принять соответствующее решение без общего собрания. Кроме того, новый нормативный акт позволяет прописать в уставе другие институции, которые будут отвечать за прием новых членов: совет, общее собрание, специальная приемная комиссия).
Причины для отказа в приеме в КО согласно новому закону указаны следующие:
1) лицо не отвечает критериям статуса члена КО (если таковые оговорены уставом),
2) КО не способно обслуживать большее число членов и обслуживает только имеющихся,
3) лицо уже было исключено из КО за существенные нарушения закона или устава или за действия, которые негативно повлияли на репутацию КО или нанесли вред интересам КО.
Отказ можно оспорить в высшей институции КО, а после – в суде общей юрисдикции. Институты управления. Общее собрание.
Изменения коснулись порядка созыва и проведения общего собрания.
1) Четко прописана процедура созыва и проведения общего собрания:
В новом законе указано, что каждое КО может выбрать наиболее удобный способ оповещения: размещение информации на своей домашней странице, информирование посредством отправления коротких сообщений (SMS) или электронных писем или опубликовав информацию на информационной доске.
В течение 10 дней с момента получения соответствующего оповещения члены КО имеют право внести в повестку дня дополнительные вопросы. После получения таких предложения КО в течение 10 дней обязано оповестить об изменениях повестки дня остальных членов КО. Не менее, чем за 10 дней до общего собрания члены КО имеют право ознакомиться с полной и уже не меняемой повесткой дня и сопутствующими документами.
Если КО использует электронные средства связи для оповещения о собрании, то вышеуказанные сроки сокращаются: оповещение должно быть разослано не менее, чем за 20 дней до общего собрания. Предложения о дополнительных вопросах члена КО направляют также посредством электронной связи в течение уже 5 дней. Право ознакомиться с полной и уже не меняемой повесткой дня и сопутствующими документами тоже сокращается до 5 дней. Но нужно иметь в виду, что эти временные сокращения действуют только в том случае, если все члены КО оповещаются посредством электронной связи.
2) отсутствует требование к кворуму. Иногда КО – это довольно большие организации, нередко бывали ситуации, когда количественно крупным КО приходилось арендовать помещения для проведения общих собраний и констатировать при этом отсутствие кворума, что влекло за собой повторный созыв общего собрания и, соответственно, дополнительные издержки. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку на КО, законодатель определил, что теперь общее собрание будет способно на принятие решение независимо от количества присутствующих членов КО (если, конечно, само КО не предусмотрит уставом необходимость такого кворума). Именно для защиты членов КО законодатель ясно прописал порядок созыва общего собрания и включения в него вопросов повестки дня. Т.е. общее собрание не будет иметь права принимать решения по вопросам, которые не были включены в окончательную повестку дня собрания.
3) также предусмотрен облегченный режим принятия решений:
Принятие решений без созыва общего собрания. Данная норма была введена для облегчения принятия решений, позволяя КО меньшими затратами принимать решения по важным вопросам. Круг вопросов, которые законодатель позволил решать без созыва общего собрания, ограничен. Например, без созыва общего собрания нельзя принимать решения о назначении и снятии с должности членов правления, совета, об утверждении годового отчета, внесении изменений в устав, о реорганизации и прекращении деятельности КО. Остальные вопросы можно решать путем так называемого опроса: правление высылает всем членам КО решения, которые планируется принять, и документы, которые имеют значение для принятия этих решений; членов КО информируют о сроке голосования по данным решениям, который не может быть меньше 10 дней (если для рассылки используются средства электронной связи, этот срок сокращается до 5 дней); по результатам голосования правление составляет протокол и в течение 5 дней высылает его всем членам КО. Согласно новому закону, если член КО в установленный срок не дал письменного ответа, то считается, что он проголосовал против принятия данных решений.
Право на участие в принятии решений посредством электронной связи. Данная норма была введена для обеспечения более высокого участия членов КО в деятельности КО. Т.е. при проведения собрания, часть членов КО может присутствовать физически, а часть может голосовать удаленно, используя средства электронной связи. Но это право КО может использовать только в том случае, если будет способно обеспечить безопасную идентификацию удаленно голосующих членов КО и порядок использования этого права.
Право проголосовать до общего собрания. Новый Закон о КО позволяет членам КО проголосовать по принимаемым на общем собрании решениям до проведения самого собрания. Т.е. член КО информирует правления о своей позиции по решаемым на собрании вопросам после того, как стала известна полная и неизменная повестка дня.
Для того чтобы использовать все эти новые возможности, нужно обязательно их прописать в уставе.
Наличие такой институции должно быть предусмотрено уставом. Представители выбираются на общем собрании, которое решает о порядке их избрания и сроках их полномочий. В отличие от нынешнего регулирования, которое предоставляет полномочным представителями только часть вопросов, находящихся в компетенции общего собрания, новый закон предполагает, что данная институция наделяется всеми правами общего собрания, полностью его заменяет, и обе институции вместе (общее собрания и собрание представителей) не существуют. Таким образом, собрание представителей действует как общее собрание, только меньшего формата, что позволит обеспечить более высокую эффективность процесса принятия решений в количественно больших КО. Собрание представителей может быть создано только в КО, количество членов которых превышает 100. Собрание представителей должно состоять из 20 членов КО, как минимум. В отличие от обычных членов КО представитель не может участвовать в собрании посредством уполномоченного лица.
В случае, если КО создало институцию представителей, собрание которых заменяет общее собрание, то члена КО оповещение о собрании не высылается, но у членов КО есть право ознакомиться с повесткой дня собрания представителей, протоколом о принятых решениях и приложенными к нему документами. Также члены КО имеют право оспорить решения собрания представителей.
Новый закон сохранил существующую компетенцию совета и правления, увеличив возможный срок их полномочий с трех до пяти лет. Но не нужно думать, что срок будет продлен автоматически. Если член правления или совета был избран на должность до 31 декабря 2018 года, срок их полномочий истечет в день, когда они должны были бы истечь по старому закону.
Напоминаем, что совет – это не обязательная институция. В функции совета входит надзор за деятельностью правления.
Предыдущий закон о КО предусматривает для КО обязанность назначить ревидента или создать ревизионную комиссию, чьи задачи и права по сути перекрывались задачами и правами совета. То есть, по сути ревидент выполнял задачи внутреннего контроля, а не присяжным ревидентом, выполняющим функции внешнего контроля.
Новый закон не возлагает на КО такой обязанности, но оставляет решение вопроса внутренней ревизии на откуп самому КО. Однако годовой отчет обязательно должен быть отдан на проверку присяжному ревиденту и только после этого утверждается на общем собрании.
Выбранный до 31 декабря 2018 года ревидент (ревизионная комиссия) будет считаться внутренним ревидентом, и срок его полномочий истечет в день, когда они должны были бы истечь по старому закону.
В заключение сообщаем, что с 1 июля 2019 года при подаче в Регистр предприятий заявления о регистрации каких-либо изменений КО должно будет также подать соответствующий новому нормативному регулированию устав в новой редакции. Рекомендуем проконсультироваться по данному вопросу с квалифицированным юристом.