Любой менеджер скажет, что сегодня найти, а уж тем более удержать ценного сотрудника очень трудно. Парадокс, но уволить ненужного работника, оказывается, еще сложнее. А если он еще и решил пойти на принцип, то практически невозможно. Юрист из юридической фирмы Inlat Plus Александр Копосов рассказывает, что делать, если заявление “по собственному желанию” никто писать не собирается.
Когда в компанию Y пришли новые акционеры, они тут же назначили руководителем фирмы своего человека. Прежний директор Арнольд Леопольдович, однако, так просто сдавать позиции не собирался. На все предложения об увольнении по собственному желанию он отвечал отказом, никаких лишних бумаг не подписывал, а на работу приходил точно, как часы. В десять, в соответствии с трудовым распорядком, уже входил в свой кабинет, а в шесть (и ни минутой раньше!) — покидал его. “Попробуйте только меня уволить!” — казалось, всем видом говорил он.
“В определенном смысле Закон о труде ставит работника и работодателя в неравное положение. Первый может в любой момент прервать трудовые отношения, предупредив за месяц работодателя. Последний же вправе сделать это только по указанным в законодательстве причинам и при соблюдении определенного порядка.
Чуть что не так — обиженный человек подает в суд из-за незаконного увольнения. И если работодатель не смог оправдаться, что, дескать, все оформил как полагается, то работника восстанавливают в прежней должности и фирма должна будет платить ему еще и компенсацию за время вынужденного прогула.
А как известно, в Латвии суды загружены до предела и разбирательства у нас ведутся годами. И даже если речь идет о минимальной зарплате, официально указанной в качестве вознаграждения, сумма ущерба может составить несколько тысяч латов. И потом, ведь что-то придется делать с этим восстановленным работником! Ясно, что нормального контакта с ним уже не получится, а значит, придется как-то договариваться, чтобы он все-таки написал заявление “по собственному желанию”. Опять расходы…
Словом, один неверный шаг — и компания не только “нагружается на деньги” (весьма значительные суммы), вступает в хлопотную судебную тяжбу, но и (что самое обидное!) не решает основную проблему. Человек по-прежнему числится в зарплатной ведомости”.
Существует несколько распространенных “статей” увольнения, но, как оказывается, ни одна из них не гарантирует результата. Представим ситуацию, что работник злостно нарушает трудовой распорядок. Появляется в офисе в двенадцать дня и, просмотрев электронную почту, попив казенного кофейку, через час благополучно исчезает. Или вовсе испаряется в пространстве: уже несколько недель от него ни слуху ни духу.
Вы увольняете его за злостные прогулы, он подает на вас в суд и показывает справку: оказывается, он не прогуливал, он — болел.
Александр Копосов: “Сейчас все хитрые, и какое бы вы увольнение не замышляли, никогда нельзя упускать из виду вероятность, что работник за шоколадку, за пять латиков, оформит больничный задним числом. И принесет эту справку не вам, а сразу в суд. А человека, находящегося в состоянии временной нетрудоспособности, уволить нельзя!”
Помните, в фильме “Мимино” девочка-адвокат легко доказала, что потерпевший симулировал ущерб от побоев, а справку выписал у знакомого доктора? Увы, в наше время так легко раскрыть “заговор” не получится. То есть можно, в принципе, допросить врача, найти свидетелей, даже вызвать полицию, но вряд ли какой-нибудь работодатель станет этим заниматься всерьез.
Уволить работника, скажем, по статье “невыполнение трудовых обязанностей” — это целый процесс. Прежде всего следует запросить письменные объяснения у самого сотрудника. Но ведь он может и отказаться дать их!
Тогда, чтобы на возможном суде доказать, что вы соблюли предусмотренный законом порядок увольнения, надо подготовить письменное распоряжение: “Прошу Васю Пупкина написать объяснительную по поводу того, что он уже месяц не является на работу…”.
И тут же это распоряжение дать на подпись самому Пупкину. Если только он заявится на работу…
Допустим, Пупкина на работе отловить удалось, но подписать документ он отказался… Тогда у нас остаются два сценария. Вариант А: заказным письмом отправить тот самый неподписанный документ на адрес, указанный в трудовом договоре. Вариант Б: создать комиссию для служебного расследования, куда могут входить три человека. В их присутствии зачитать прогульщику распоряжение вслух (“внятно и недвусмысленно”). И составить об этом специальный акт: дескать, Пупкин ознакомился с распоряжением, но подпись под ним не поставил.
Словом, если работник “идет в несознанку”, отказывается подписывать документы, бороться с этим можно, но это так же муторно, как доказывать, что бюллетень у него — липовый. Нужно создавать специальные комиссии, писать акты, отправлять письма с уведомлением. Вряд ли кто из работодателей решится на такое.
Не менее хлопотно, а иногда и почти невозможно избавиться от работника, оформляя это по другим статьям. Например, увольнение по сокращению штатов сейчас используют лишь в буквальном смысле: компания свертывает то или иное направление деятельности и вынуждена увольнять работников.
А статью “лишился доверия” вообще применить на практике нереально. Ведь надо сразу же представить себе, как вы будете объяснять судье и подтверждать справками, почему человек раньше пользовался у вас доверием, а теперь лишился его.
“Не справляется с профессиональными обязанностями” — тоже вопрос сложно доказуемый. Еще туда-сюда, если у человека просто нет, скажем, необходимой, согласно классификатору профессий, корочки для работы на той или должности: диплома о получении высшего образования, удостоверения о знании латышского языка и так далее. А если документ есть, а он все равно не справляется?
Один из самых эффективных способов уволить Арнольда Леопольдовича из компании Y — создать такие условия, чтобы он сам ушел. Для этого просто надо постепенно, путем реорганизации структуры компании смещать директора на более низкие должности. С меньшим кругом обязанностей, а соответственно — и меньшей зарплатой. Вплоть до минимальной, и при этом не выплачивать никаких премий. Рано или поздно сам уйдет!