Поправки к закону “Об иммиграции”, которые начнут действовать с 1 июля сего года, с одной стороны, откроют шлюзы для новой волны инвесторов, а с другой — перекроют каналы для другой группы претендентов на удобный статус и безвизовый проезд в страны Шенгенской зоны.
Юрист из юридического бюро Inlat Plus Санта Гаршниеце рассказала , с каким сложностями до сих пор сталкивались претенденты на получение “инвесторской визы”, а с какими им только предстоит столкнуться.
Подданный другой страны открыл в Латвии фирму и для получения временного вида на жительство (ВВЖ) оформил себя в качестве ее должностного лица — председатель правления, член правления, прокурист и т.д. Дело в том, что до сих пор ВВЖ было проще получить на основании рабочих отношений, нежели просто в качестве учредителя или совладельца фирмы, — в таком случае требовалось показывать чиновникам бизнес-план и проходить другие формальности. При этом он постоянно в Латвии не проживал, что было легко проследить по отметкам о пересечении границы в паспорте. Чиновники проследили и, соответственно, в ежегодной регистрации ВВЖ отказали.
“Только в этот момент многие иностранные граждане вспоминают, что действительно, было же такое требование — жить в стране не менее шести месяцев из двенадцати! — говорит С.Гаршниеце. — Потом (зачастую не без помощи юристов) эти бизнесмены “вспоминают” и доказывают латвийским чиновникам, что отсутствовали в стране по уважительной причине: ездили в командировку, посещали тематическую выставку или конференцию”. В новой версии закона “Об иммиграции” это требование отсутствует. Правда, желающим через пять лет получить постоянный вид на жительство все равно придется доказывать, что они провели в Латвии не менее четырех лет из этого срока.
Или вот другой случай. Некий иностранный гражданин, будучи собственником латвийского холдинга, записал себя членом правления в одну из входящих в него компаний. Как положено по закону, получил рабочее разрешение… “А затем он вошел во вкус и назначил себя членом правления во всех дочерних предприятиях холдинга. При этом бизнесмен решил, что одного разрешения на работу в Латвии достаточно. Когда на следующий год он пришел регистрировать вид на жительство, чиновники ехидно поинтересовались: “Вот в вашем трудовом договоре сказано, что вы трудитесь в одной фирме восемь часов в день. А когда успеваете работать на остальные семь?”. И отказали в регистрации. Бизнесмену и в голову не пришло, что даже эти документы будут так тщательно проверяться”, — вспоминает юрист.
О серьезности чиновников говорит тот факт, что сейчас, похоже, у нас исчерпана проблема фиктивных браков (воссоединение семей — один из способов претендовать на получение вида на жительство). Специалист Inlat Plus подтверждает: “Контроль действительно неплохо налажен. Чиновники навещают неожиданно дома или могут вызвать обоих супругов в иммиграционный департамент, развести по разным кабинетам и задавать вопросы. Например, что у вас было сегодня на завтрак? Во сколько муж возвращается с работы? Кстати, где он работает? А в каком наряде жена вчера вышла из дому?”. Подготовиться к такому “экзамену” практически невозможно.
Юристам, кстати, удалось отстоять владельца того холдинга, апеллировав к тому факту, что человек не разобрался в законодательстве (оно же еще и на госязыке!), и указав на уплаченные им налоги с восьми немаленьких зарплат.
Другие сложности связаны именно с самим процессом сбора и подачи документов. Справка о несудимости, заключение от врача, что человек не болеет легочными заболеваниями, и другие бумаги должны быть выданы государством, подданным которого является этот человек. Но зачастую претенденты на ВВЖ имеют гражданство одной страны, например, России, а сами уже давно живут в другом (скажем, в Германии). И попасть на родину им может быть очень хлопотно. Тогда, как рассказывает Санта Гаршниеце, приходится получать справки через посольства и с помощью зарубежных партнеров.
Теперь о следующем этапе. Документы на получение ВВЖ претендент должен подавать лично. Однако до сих пор закон не уточнял, в какой именно стране это надо делать, — главное, что не в Латвии. В результате граждане третьих стран обращались в латвийские консульские отделы, например, в Литве, или в Эстонии, или в Германии и т.д. — где удобнее. Новый вариант закона “Об иммиграции” четко говорит: документы нельзя подавать, находясь в Шенгенской зоне. Очевидно, ктому-то это доставит неудобства.
До сих пор получить ВВЖ (если не говорить о тех, кого с Латвией связывают родственные и другие связи) было проще всего через компанию. То есть открываешь фирму, записываешь себя на работу в ней в качестве члена правления — и можешь претендовать на желанный статус. Это было несложно, и никого не интересовало, ведет ли предприятие хозяйственную деятельность. Главное, чтобы с зарплаты члена правления аккуратно отчислялись налоги.
С 1 июля 2010 года закон предъявляет новые требования к компаниям, среди владельцев или должностных лиц которых имеются желающие обладать правом на пребывание в Латвии. В законе говорится, что такие фирмы должны приносить очевидное “экономическое благо” стране. Критерии же, по каким оно будет определяться, пока разрабатываются, и они будут перечислены в правилах Кабмина “О получении вида на жительство”.
Пока они существуют только в виде проекта и ознакомиться с ними можно на сайте Управления по делам гражданства и миграции www.pmlp.gov.lv. Там расписаны критерии “экономического блага” в зависимости от вида предприятия (общество капитала, индивидуальный коммерсант, самозанятое лицо, представитель иностранной компании), а также от статуса человека (совладелец, член правления, председатель правления, прокурист и т.д.). Для каждой категории указана сумма, которую необходимо перечислить в латвийскую казну в виде налогов за предыдущий год (от 7 до 20 тысяч латов, в законопроекте). В некоторых случаях критерием пользы может быть число трудоустроенных жителей Латвии. В любом случае получается, что теперь открывать фирму только ради получения вида на жительство невыгодно.
Впрочем, ничто не мешает ввести иностранца в состав правления реально работающей (а теперь и отвечающей критериям “экономической пользы”) местной фирмы. Так, в прошлом году латвийская пресса выяснила, что шеф-редактор российского издательского дома Коммерсант Андрей Васильев работает членом правления латвийского издательского дома Petits.
Обычно местные бизнесмены оказывают такую услугу своим деловым партнерам или даже просто по дружбе. Однако надо понимать, что для латвийской компании это определенный риск, исключить который могут только правильно составленные документы. Надо ограничить доступ “номинального” члена правления к принятию и исполнению решений. Самая популярная мера — прописать, что все решения о сделках свыше определенной суммы принимаются только собранием участников.
Но не вся информация о настоящих полномочиях Васи, работающего членом правления компании Икс, будет общедоступна. А это значит, что у Васи сохраняется возможность нанести финансовый или моральный ущерб владельцам приютившей его фирмы.
Таким образом, подытоживает Санта Гаршниеце, очевидно, что с 1 июля самым актуальным способом претендовать на получение инвесторской визы станет покупка латвийской недвижимости. Желающие уже выстроились в очередь и изучили административную карту страны. Однако юрист предупреждает: “Выдача вида на жительство, — как раз тот случай, когда чиновники могут отказать, не объясняя причины. Так что тот факт, что иностранец купил дом стоимостью сто тысяч латов, сам по себе еще ничего не означает!”.
Юридическая помощь в оформлении документов для получения временного вида на жительство в настоящий момент стоит недешево — от 700 латов. Наиболее дорого обходится открытие в Латвии фирмы. Пакет услуг, состоящий из регистрации компании, открытия банковского счета, предоставления бухгалтера на три месяца, обойдется, согласно объявлениям в Интернете, от 5,5 тыс. евро. Дополнительно оплачивается госпошлина собственно за вид на жительство.