Обратная сторона основного капитала

05.12.2006 Eva&Adam

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР ОБ ОШИБКАХ ПРИ СОЗДАНИИ СОВМЕСТНОГО БИЗНЕСА И ВЫБОРЕ ПАРТНЕРОВ. В ОСНОВНОМ РАССМОТРИМ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ. ВЕДЬ ТОЛЬКО КОГДА ОНИ ВОЗНИКАЮТ, ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО, НАЧИНАЯ БИЗНЕС, МНОГИХ НЮАНСОВ ЛЮДИ ПРОСТО НЕ ЗНАЛИ. ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО БЮРО INLAT PLUS АЛЕКСАНДР ЛЕНКОВСКИЙ УБЕЖДЕН: МНОГИХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, ЕСЛИ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ЮРИСТАМ НЕ “КОГДА УЖЕ ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ”, А “ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ”.

Итак, в прошлый раз мы говорили о распределении между партнерами основного капитала “50 на 50”. И убедились, что это не самый удачный вариант. Поговорим о варианте номер два — “51 %”. Когда у одного из компаньонов больше половины уставного капитала. То есть 50% плюс один голос. Этот вариант дает вам (при условии что это у вас 51%) право независимо от согласия или несогласия второй стороны решать ряд важных вопросов. Исключение составляют лишь несколько, такие, как изменение уставного капитала, внесение поправок в Устав, вопросы, связанные с процессом ликвидации фирмы, что не очень актуально, если вы собираетесь бизнес развивать. Зато вариант “51%” дает вам право назначать членов правления и принимать любые другие решения на собрании учредителей. Например, у вас на фирме наемный директор. Вы даете ему указание продать недвижимость, а он говорит: “Я не буду этого делать, боюсь проблем со вторым учредителем, у которого, несмотря на его 49%, достаточно большой авторитет. Пусть решает собрание”. Тогда вы созываете собрание и принимаете нужное решение, и даже если ваш партнер голосует против, ваш 51% перевешивает.

Сразу отмечу, что все примеры, которые я привожу, нужно рассматривать с позиций как одного, так и другого партнера. И если вам будут предлагать в каком-нибудь бизнесе 49%, вы должны понимать, какие ситуации могут возникнуть . Например, то, что у вас 49% и вас назначили членом правления, не означает, что второй партнер вас с этой должности не снимет. Он может на следующий же день отозвать вашу кандидатуру и назначить другого. Так что от так называемого одного процента зависит очень много.

Следующий вариант — 2/3 (две трети). Условно говоря — 66,67 %. Имея две трети, можно решать абсолютно все вопросы, в том числе менять Устав, увеличивать уставной капитал, проводить любые операции с компанией. Остальные — у кого 10 и более процентов — имеют право лишь запрашивать у правления информацию, например, баланс, количество проведенных сделок и так далее.

Теперь коснемся еще одного важного момента — о долях капитала и трудовых отношениях. Некоторые считают, что если им принадлежит какое-то количество процентов основного капитала, они вправе работать в компании и получать в ней зарплату. Так вот — участие в компании капиталом в виде долей и трудовые отношения, в том числе право вмешиваться в оперативную деятельность фирмы, совершенно разные вещи. У нас сплошь и рядом ситуации, когда клиент приходит и говорит: “Мы с партнером поссорились, мне принадлежит 49%, а меня даже в офис не пускают!”. И не должны. Даже если обладаете 95%. Снимите члена правления, назначьте другого. Иначе ситуация может дойти до абсурда.

Но вернемся к процентному соотношению. Чем еще чревато небольшое долевое участие? Соглашаясь, например, на те же условные 20%, следует понимать , что если бизнес пойдет очень хорошо и с вами не захотят делиться, вас могут, мягко говоря, задвинуть. Опять же в нашей практике немало таких случаев. Допустим, у вашего партнера “2/3”. У него есть свободные деньги и он хочет вытеснить вас из компании. Что он делает? Он заявляет о желании увеличить уставной капитал, например, с 2000 до 20 000 латов. Если у вас денег нет, вы, естественно, отказываетесь, и он единолично проводит это увеличение. И тогда ваши 20% от 2000-латового капитала при 20000-латовом капитале составят только 2%. Во что превратились ваши деньги и ваше участие в капитале компании? Если бы у вас был блокирующий пакет — 40 %, то в случае отсутствия денег вы могли хотя бы голосовать против увеличения основного капитала. При наличии 20% такая ситуация невозможна. Либо вы вносите пропорционально свою долю, либо вас переводят на минимальный процент, с которого дивиденды будут весьма скромными. Если их вообще начнут платить.

Многие клиенты приходят к нам с вопросом: “У меня 30% в одной компании. Деятельность там какая-то происходит, а никаких дивидендов мне не платят”. Фокус в том, что решение об их распределении принимает собрание участников. Если вы — в меньшинстве, то ваш партнер (или группа партнеров) могут принять решение, скажем, не распределять дивиденды, а потратить полученные средства на хозяйственную деятельность. Затем они каким-нибудь способом уменьшают вашу долю и уже тогда начнут распределять дивиденды. Только ваша доля уже не 30%, а 1%.

Конечно, закон и в случае “51%”, и в случае “2/3” предсматривает возможность увеличения необходимого количества голосов на собрании вплоть до 100 процентов. Однако в этой связи необходимо отметить, что и при “51%”, и при “2/3”, и даже “100%” большинство расчитывается не от всего капитала, а от присутствующих на собрании участников, при наличии кворума. И тут может возникнуть множество нюансов.

Согласно закону, для принятия решения в связи с какими-либо изменениями на первом собрании необходим кворум, представляющий по меньшей мере владельцев половины основного капитала. Например, у вас есть 2/3 долей. Вроде бы вы имеете блокирующий пакет и решающий голос. Но ваш младший партнер — член правления. Он приглашает вас на собрание для решения какого-то важного вопроса и высылает вам сообщение о его созыве. Вы не приходите, потому что на два месяца уехали в Латинскую Америку, и сообщение лежит в почтовом ящике. Ваш партнер констатирует, что пришло только тридцать процентов, кворума нет, ибо на первом собрании должно присутствовать больше половины. Он назначает повторное собрание…через два дня. И оно с той же повесткой дня правомочно принимать решения, независимо от того, сколько прищло людей. Хоть 1%. Это считается кворумом. Решение проходит, если за него 2/3 от присутствующих. И ваш партнер проворачивает все так, как ему выгодно, а вы и знать не знаете. Таких историй сколько угодно. Конечно, вариант с Латинской Америкой, возможно, не столь типичен. Тогда допустим, что за время работы фирмы вы поменяли место жительства, а адрес в документах не поменяли. Письмо о созыве собрания послали по старому адресу, оно, естественно, до вас не дошло. Поэтому всегда очень важно вовремя сообщить новый адрес, причем официально это подтвердив. А если у вас нет никакого документа, который бы подтверждал, что вы сообщили о смене места жительства, и во всех документах указан прежний адрес, то считается, что компания выполнила перед вами свои обязательства, отослав письмо туда. И закончиться это может весьма плачевно для вас: решение примет человек, имеющий всего 20% долевого участия, а вы со своими 80% ничего не сможете сделать.Что мы всегда советуем клиентам? Первое — отслеживать, есть ли в компании ваш адрес. Второе — по указанному адресу кто-то должен жить, чтобы просматривать ваши письма, если вы в отъезде, и информировать вас об этом. И если вы не уверены в своих партнерах, найдите надежного человека и оставьте ему доверенность, чтобы на время вашего отсутствия он мог прикрыть ваш тыл. И тогда этот человек, например, ваш супруг, может придти на собрание и голосовать за вас. Конечно, завтра вы можете поссориться с супругом…Но в бизнесе все нужно держать на контроле. Вы должны трезво оценить, что для вас менее опасно — оставить кому-то доверенность или нет.

Мы в своей практике с такими ситуациями сталкиваемся. Приведу еще один пример. Есть среди наших клиентов одна дама — владелица компании с долевым участием 100%. Компания эта имела права на приватизацию недвижимости, но по ряду причин нужно было, чтобы больше половины долей принадлежало гражданину Латвийской республики. Родственница нашей клиентки — гражданка ЛР, надо отметить, что они были в прекрасных отношениях, предложила ей формально переписать эти доли на себя, чтобы без помех приватизировать землю. “А потом, — сказала она, — мы этот вопрос решим: или законы изменятся, или гражданство получишь, и я тебе эти доли отдам”. У нашей клиентки даже мысли не возникло, что могут быть какие-то проблемы. Фактически она осталась членом правления, естественно, вела всю деятельность фирмы, а родственница получала какие-то деньги в благодарность, как соучредитель. И вот однажды эта дама приходит к нам и говорит: “Вы знаете, я получила решение из Регистра предприятий, меня сняли с должности.” Родственница постаралась. Нам удалось помочь нашей клиентке, потому что ее родственница допустила несколько ошибок. Надо помнить, что собрание участников, несмотря на то, что вы, например, имеете 51 % и более, имеет право созывать только член правления. Участник компании, не являющийся членом правления, даже если у него 95% и он хочет созвать собрание, не может сделать это просто так. Он должен послать собранию соответствующее заявление. После этого правление в течение одного месяца должно созвать это собрание. Если оно этого не делает, то участник вправе обратиться в Регистр предприятий, чтобы созвать это собрание через него. В данной ситуации алчная родственница, имея 51% долей, не была членом правления, и тем не менее его созвала и к тому же указала, что правление (т.е. обманутая родственница) всем выслало сообщение, чего сделано не было, то есть дала Регистру ложную информацию. Так что мы имеем дело и с нарушением процедуры, и с подачей в госучреждение ложных сведений. Но если бы она соблюла все формальности, то могла бы лишить бизнеса нашу клиентку, став членом правления. Еще раз хочу посоветовать: подходите к оценке партеров очень строго и предпринимайте меры по своей защите. Например, если бы в Уставе фирмы нашей клиентки было написано, что все решения принимаются только при наличии 100%, то такой ситуации не возникло бы в принципе.

Актуально