Как встрять в очередь кредиторов

26.10.2010 Оксана Мигунова, Бизнес&Балтия

Получить долг с компании, идущей на неплатежеспособность, — задача, в которой ответ совсем не очевиден. А кроме того, во время ее выполнения опасности преждевременно расстаться со своими деньгами подвергается сам кредитор. О наиболее типичных рисках рассказывает член правления юридической компании Inlat Plus Александр Ленковский. 

Следить за сроком  

Кредитор должен внимательно следить за своими дебиторами. Если компания объявляется неплатежеспособной, об этом публикуется соответствующее объявление в газете Latvijas Vstnesis. Сейчас закон устанавливает, что срок обращения кредиторов со своими требованиями — от месяца до трех. Причем в последние годы суд обычно устанавливает месячный срок.  

Что может случиться, если ваша компания заявит о своих претензиях после этого срока? Администратор внесет ее в список, но уже во вторую очередь, да еще и без права голоса на собраниях кредиторов. Ну а по сути это будет даже не вторая, а пятая очередь. Первой, как известно, идет сама администрация неплатежеспособности, затем работники, затем государство, затем кредиторы первой очереди (кто успел в нужный срок), и только потом — вы. Вряд ли на фирме останутся какие-либо ценности к тому моменту, когда придет черед расплачиваться с вами.  

Кроме того, если сумма долга значительна и если вы успеете попасть в список кредиторов первой очереди, то вы получите право влиять на действия администратора.  

Совет:  

Возьмите за правило раз в месяц проверять своих должников по базе данным Регистра неплатежеспособности (находится на сайте Регистра предприятий — http://www.ur.gov.lv/rus/neplatezosposobnosti.html). Хотя бы самых крупных или самых подозрительных.  

Надо предупредить  

Другая ситуация — когда вы сами видите, что фирма не может рассчитаться с вами, и подаете в суд прошение о возбуждении дела о ее неплатежеспособности. Тут важно правильно оформить письмо-претензию, в котором вы извещаете должника о своих намерениях. Самое главное — в нем должно быть четко прописано предупреждение, что если дебитор не отреагирует на это письмо в течение трех недель, то вы как кредитор подадите в суд на признание его неплатежеспособным. Кроме того, там должна быть указана сумма долга и другие факты, связанные с делом.  

Этот документ обязательно надо отправлять должнику заказным застрахованным письмом с уведомлением. Если письмо застраховано, идет опись содержания: надо указать, что это предупреждение о подаче на неплатежеспособность.  

Если этого не будет сделано, в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Первый: суд не принимает ваше прошение под предлогом, что-де не были соблюдены все нужные процедуры. А госпошлину-то в сто латов вы уже заплатили! Придется опять писать письмо, ждать три недели и снова обращаться в суд. Может статься, что владельцы фирмы-должника к этому времени уже уведут все активы из фирмы, и тогда ваша инициатива не будет иметь смысла. (Но, опять-таки, госпошлина уже заплачена!)  

Второй вариант — еще хуже. Суд по какой-то причине не обращает внимания на то, что предупреждающее письмо не было надлежащим образом оформлено и послано, и все-таки дает делу ход. И вот уже во время судебного заседания судья признает заявление кредитора необоснованным (а все из-за несоблюдения формальностей!). Тогда кредитор лишается не только суммы, потраченной на госпошлину, но и еще примерно 800 латов — зарплаты администратора, которого назначают компании в тот момент, когда возбуждается дело о ее неплатежеспособности.  

Должник не согласен  

Когда должник получает предупредительное письмо, он должен в течение трех недель либо выплатить вам долг, либо изложить свои обоснованные возражения.  

Если этого не происходит, кредитор может обращаться в суд. А давайте теперь порассуждаем: какие возражения можно считать обоснованными? Решать это приходится самому кредитору, но только он должен учесть, что судья может с ним не согласиться.  

И если судья посчитает, что возражения дебитора были обоснованными, а кредитор все равно подал на него в суд, то смотри второй вариант из предыдущей главы: кредитор лишается в общей сложности около 900 латов с нулевым результатам в деле истребования долга.  

Причем практика показывает, что определенная часть должников именно так и поступает. Каким бы ни был долг, они все равно категорически против. Например, пишут, что товар (или услуга), который поставил кредитор, оказался некачественным что им что-то не понравилось и тому подобное.  

Особенно в этом смысле страдают компании, которым должны по 1,5—2 тысячи латов. Их должники рассуждают: не пойдет же их кредитор судится из-за такой суммы! Себе дороже будет! Так что погожу-ка я пока вынимать эти деньги из оборота… И не платит. А кредитор рассуждает так: если судиться невыгодно, то припугну-ка я его хотя бы угрозой признания неплатежеспособным!.. При этом кредиторы часто забывают, что есть большая разница между нежеланием фирмы платить по счетам и ее платежеспособностью. (В таком случае кредитор получает в ответ на свое письмо-претензию возражение от компании. Дескать, посмотрите, наши активы больше наших долговых обязательств! У нас все хорошо.)  

Однако встречаются такие упертые бизнесмены, которые хотят наказать своих должников во чтобы бы то ни стало, пусть даже ценой потери (весьма вероятной) пресловутых 900 латов. Иногда им даже везет: был случай, когда одну успешную большую компанию признали неплатежеспособной из-за такого вот незначительного двухтысячного долга. Просто администратор обнаружил по документам, что фирма находилась в состоянии неплатежеспособности некоторое время назад. И то, что организация к этому времени благополучно выбралась из финансовой ямы, значения уже не имело…  

Совет:  

Фиксировать с помощью документов передачу работ заказчику, особенно если речь идет об услугах, “которые нельзя пощупать”. Например, составление маркетингового плана развития.  

Администратор возражает  

Другой опасный для кредиторов момент настает тогда, когда администратор принимает заявление от кредиторов. Он может его просто-напросто не принять, не признав, таким образом, наличия долга. Например, администратор скажет, будто нашел в документах жалобы на качество поставленных услуг, и он считает, что по этим притязаниям кредитора существует спор. Мол, решайте их, пожалуйста, в суде.  

Тогда приходится оспаривать действия администратора в суде. Причем если суд согласится с мнением администратора, то фирме придется отстаивать право включить свое требование в общий список кредиторов опять-таки на основании судебного процесса на общих основаниях. А это означает дополнительные расходы на госпошлины (в список же кредиторов включают бесплатно) при совершенно неясных перспективах судиться долгие годы с компанией, уже признанной неплатежеспособной!  

Неплатежеспособность как шантаж  

В начале этого года благополучно закончилась история, когда крупное латвийское предприятие — рыбоперерабатывающий завод Kolumbija Ltd — чуть не объявили неплатежеспособным из-за смехотворного (по сравнению с его миллионными оборотами) долга. Сделала это фирма AB Sistmas, которая еще в 2005 году проводила на заводе ремонтные работы. Как пояснял позже член правления Kolumbija Игорь Крупник, они остались недовольны качеством ремонта, и поэтому решили не платить полностью за выполненные работы. И вот спустя четыре года фирма AB Sistmas обратилась в суд. Но не с претензией по поводу недоплаченных ей 2 607 латов, а сразу с просьбой признать рыбоперерабатывающее предприятие неплатежеспособным. Дело о неплатежеспособности было возбуждено, счета компании арестованы!  

Надо сказать, для завода это заявление имело серьезные последствия. “В нынешних условиях такая информация — серьезный удар!” — рассказал Игорь Крупник. Предприятию стали отказывать в выдаче товарных кредитов на обычных условиях. Пришлось занимать дополнительных 200 тысяч.  

Компания Kolumbija Ltd сочла за благо как можно скорее расплатиться со старым долгом, исчерпав таким образом повод для объявления неплатежеспособности. С этим согласились и судьи, наказавшие к тому же истца — ремонтную фирму — на 900 латов (сумма судебных издержек) за подачу необоснованного заявления.  

Игорь Крупник назвал действия AB Sistmas “легальной попыткой шантажа”. Мы же от себя хотим добавить: шантаж-то удался!

Актуально