В связи с чрезвычайной ситуацией и согласно статье 30 закона “О мерах предотвращения и преодоления угрозы государству и ее последствий в связи с распространением Covid-19”, в период с 1 апреля по 1 сентября проценты за просрочку (nokavējuma procenti) за опоздание исполнения гражданско-правовых обязательств не могут превышать законные проценты. Данная статья закона может вызвать большие споры на практике по причине разнообразного толкования термина «проценты за просрочку».
Статья 1759 Гражданского закон под понятием «проценты за просрочку» подразумевает проценты, подлежащие уплате и без определенной договоренности, на основании закона, за каждую просрочку уплаты долга, хотя бы и долг сам по себе являлся беспроцентным.
Однако в Гражданском законе существует такое понятие как «неустойка» (līgumsods), под которым понимают ущерб, который какое-либо лицо соглашается терпеть в связи с неисполнением вообще, ненадлежащим исполнением или неисполнением в надлежащее время (в срок) своих обязательств. Неустойкой за неисполнение обязательств вообще является конкретно установленная денежная сумма или другая имущественная ценность, которая не может быть установлена многократно (повторно) или в виде возрастающих платежей.
В договорах часто используются понятия как «денежный штраф», «штрафные санкции», «штрафные проценты».
Из вышесказанного видно, что практика оперирует достаточно большим количеством похожих понятий, а, значит, между кредитором и должником в будущем могут возникнуть споры, относится ли статья закона к их ситуации или нет. Кредитор, например, может считать, что ограничение законных процентов не относится к неустойкам или штрафным санкциям, прописанным в договоре между сторонами. В свою очередь, должник заинтересован в расширенном толковании понятия «проценты за просрочку» и будет настаивать, что любые санкции попадают под ограничение законных процентов, указанных в законе. Данные противоречия могут породить череду долгих судебных тяжб.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в законе оговаривается ограничение законных процентов. В средствах массовой информации часто упоминается ограничение в размере 6% годовых, отождествляя данное понятие с законными процентами. Это не совсем так. Согласно статье 1765 Гражданского закона, размер законных процентов за просрочку уплаты такого денежного долга, о котором как о возмещении заключено соглашение в договоре о поставке, купле товара или оказании услуги, составляет восемь процентных пунктов сверх основной процентной ставки (ч.3 ст.1765) в год, а при договорных отношениях, в которых участвует потребитель, по шести процентов от ста в год. То есть далеко не во всех случаях считаются 6% годовых, данное ограничение справедливо только для договоров с потребителями.