Мы любовь свою схоронили…

26.08.2005 Наталья Севидова, газета “Вести сегодня”

Сначала проверьте, что она действительно умерла, потом разделите с нелюбимым общее имущество и только тогда подавайте заявление на развод.

Какой-то шутник сказал, что решение о разводе часто принимают втроем. Подразумевая, вероятно, пресловутый любовный треугольник. А может быть, тещу? Однако этим третьим может стать… юрист, к которому клиент в ярости или смертельной обиде бежит с просьбой помочь расторгнуть брак.

Именно юрист, которому супруги поверяют свою семейную драму, может повлиять на судьбу человеческую.

— Наша профессия — это пятьдесят процентов юриспруденции и пятьдесят — психологии, — говорит Виктор Копосов, президент юридического бюро Inlat Plus. Хотя его бюро обслуживает в основном бизнес, Колосову и его коллегам нередко приходится улаживать конфликты и в частной жизни своих клиентов. Однако наш разговор начался с моей атаки на стряпчих…

— Чтобы освободиться от уз Гименея, сегодня нужно иметь очень крепкие нервы, уйму свободного времени и тугой кошелек. Ну приняли взрослые люди решение расстаться — к чему мучить их бессмысленными формальностями? Вот недавно «Вести Сегодня» рассказали историю одной рижанки, которой судья предложила перед разводом сначала… заключить брачный договор. Я разделяю негодование этой дамы.

— А я бы на ее месте не стал кипятиться. Брачный договор (если он правильно составлен) защищает права женщины, экономит при разводе и время, и деньги. Если у сторон не урегулированы имущественные отношения, то, согласно изменениям законодательства, районный суд дело рассматривать не будет. И в последующем, если всплывают взаимные претензии, судебное заседание может откладываться, переноситься, судья будет запрашивать дополнительные документы, доказательства… Судебные заседания, услуги адвоката, юриста — все это стоит денег. Так что лучше договариваться до суда.

— А если это невозможно? Ведь часто супруги занимают непримиримые позиции.

Да, когда человек захлебывается в эмоциях — он необъективен. Бывало, что я в этом кабинете буквально удерживал клиентов от драки. Если страсти так накалены, мы выслушиваем каждого из супругов по отдельности, пытаемся понять позицию каждого, и находим компромисс. Помню, один клиент, бизнесмен, решил развестись. Жена не возражала, но поставила условие, чтобы муж перечислил ей 50 тысяч долларов. Требование показалось ему непомерным. Мы провели переговоры с его супругой, выяснили, что она хочет на эти деньги учить детей за границей. Поговорили с мужем. «На детей мне не жалко. Но я ей не верю, — заявил он. — Она потратит все на себя». Тогда мы нашли схему — в банке был открыт счет целевого назначения—на оплату учебы в конкретном английском колледже. На иные нужды снять деньги с этого счета было нельзя. Муж перевел на него 50 тысяч. Предварительно между супругами были составлены мировое соглашение об этом и трехсторонний договор с банком. В результате суд развел их с первого раза.

— Да, но, сколько сюжетов вокруг, когда один из партнеров перед разводом хитрым макаром уводит из-под носа другого нажитое совместно добро. Да так ловко, что ни концов не найти, ни надежды что-либо вернуть. Особенно умеют такие дела проворачивать «новые русские» и «новые латыши», которые бросают своих старых жен из-за молоденьких пассий. А с богатым, как известно, не судись.

— Какое социальное положение ни занимала бы женщина, даже если она осталась без средств к существованию, она может победить — надо верить в свои силы и не сдаваться. В моей практике был такой случай. Мужчина нашел другую и по просил у жены развод. Она, женщина порядочная, интеллигентная, не стала устраивать скандалов и дала согласие. Только спросила, как они поделят их общую квартиру.

«Я ее продам и половину суммы тебе верну», — пообещал супруг. На суде никаких материальных претензий жена не предъявила, что и записали в протокол. Она переехала к маме. Время шло, женщина напомнила бывшему супругу об общей недвижимости, а тот просто послал ее.

Казалось бы, поезд ушел. Но мы взялись за это дело. Стали разбираться, добывать доказательства. Квартира была приватизирована на мужа. Но приватизационные сертификаты были сняты со счета жены и переведены на счет супруга — в день покупки квартиры! Нашлись и другие доказательства того, что квартира являлась совместной собственностью супругов. Мы стали готовить иск в суд. Уведомили мужа в предсудебной жалобе. Тот, после консультации со своими юристами, принял здравое решение не судиться и выплатил женщине половину стоимости квартиры. Так что не надо думать, что ничего сделать нельзя. Можно!

Ну и, кроме того, в процессе развода можно предпринять определенные действия, дабы общая собственность «не уплыла» до срока. Например, есть такая процедура — запрет на отчуждение. На операции со спорным имуществом суд накладывает запрет в Земельной книге. Значит, землю, дом, квартиру уже нельзя продать. Можно наложить запрет и на продажу автомашины. Механизмы есть, только надо ими правильно и вовремя воспользоваться.

— Сплошь и рядом бывшие супруги расстаются врагами. Бывают ли исключения и как часто?

— Да, бывают, и нередко. Вообще очень важно, чтобы в таких делах была паритетность сторонам лучше искать согласие. Ведь долгоиграющие тяжбы — очень затратная вещь. Я сторонник того, чтобы люди договаривались полюбовно. Знаете, добрые отношения между разведенными супругами — тоже капитал. У нас разводилась одна пара, жена квартиру и вещи делить отказалась, а попросила отступного: 10 тысяч и никаких претензий! Муж боялся, что она его кинет — деньги заберет, а потом все равно потребует свою долю через суд. Ну здесь у нас в присутствии нотариуса деньги были переданы из рук в руки, мировое соглашение подписано, и женщина уехала в другую страну. Там она создала свою фирму и… начала совместный бизнес с бывшим мужем, у которого была фирма в Риге. К взаимной выгоде.

— Если женщина была на иждивении мужа или намного меньше зарабатывает — услуги юристов ей не по карману. И тем более плохи ее дела, если дело в суде затянется года на полтора.

— И тут есть варианты. Не которые юристы и адвокаты работают по западному образцу: они ведут дело авансом — за долю отсуженного имущества. Где-то от 10 до 30 процентов общей стоимости.

— В какой-то степени юрист похож на духовника, в том смысле, что ему клиент должен выложить все как на духу. У вас бывали случаи, когда человек что-то утаивал и ставил тем самым вас в сложное положение?

— При подготовке бракоразводного процесса главное понять, по какой причине люди решили расстаться, на сколько это серьезно. Может быть, поводом стала вспышка гнева, какое-то недоразумение, желание досадить. К нам однажды пришла интересная молодая женщина, которая попросила очень бы стро оформить ей развод. В беседе я спросил ее, когда муж последний раз дарил ей цветы. «На прошлой неделе. Но какое это имеет значение?» Беседа потекла дальше — она все рассказывала, какой муж подонок. Спрашиваю: «Может, он бил вас, унижал?» «Да нет, — говорит, но он послал меня на три буквы». Разговариваем дальше, я опять спрашиваю: «А когда муж в позапрошлый раз дарил вам цветы?» «Ну две недели назад — а какое это имеет значение?» Я попытался убедить ее пересмотреть свою позицию. Но дама была в гневе и отказалась наотрез: «Я вам плачу, а вы делайте!» Тогда я ее предупредил, что мы начнем работу, но если она передумает, аванс не будет возвращен. Она согласилась. А буквально за пару дней до судебного заседания позвонила и попросила все остановить. Как так? Оказалось, муж загрузил всю машину цветами, подъехал к месту ее работы и попросил прощения. И был прощен. Ну и слава Богу!

И совершенно противоположный пример. Буквально через два-три дня пришла другая особа — посоветоваться, разводиться ей или нет. Начали беседовать о причинах размолвки. И тут она вынимает из сумки рентгеновский снимок, на котором… перелом челюсти. Результат рукоприкладства ее благоверного. Тут уж у меня все сомнения отпали — разводиться, и немедленно! А она еще колебалась! Все-таки двое детей… А через 20 дней я сам ей дал совет… не разводиться.

—???

— Видите, какие могут быть причины развода — от мимолетной вспышки обиды до переломанных костей. И какие разные люди! Для кого-то резкое слово невыносимо, а кто-то готов терпеть побои. Так что юристу надо вникать в ситуацию, чтобы не навредить. Развод — дело тонкое. Не помню, у кого из поэтов есть такие строки:Мы любовь свою схоронили,
Крест поставили на могиле,
Облегченно вздохнули оба,
Но любовь поднялась из гроба,
Укоризненно головой качая:
Что ж вы сделали, я же живая!

В связи с этим вспомнился еще один трагикомический случай. Пришла женщина в горе: муж не ночевал дома, а наутро рассказал ей, что переспал с другой. Жена была потрясена и потребовала немедленного развода. Мы расспросили ее о семейной жизни: муж не пьет, никогда не обманывал ее. Я вообще не нашел в ее рассказе ни единого плохого слова в адрес благоверного. Но она настаивала, чтобы мы готовили дело к суду. Тогда мы пригласили в бюро супруга. Я увидел вполне приличного обескураженного человека. Он честно признался, что да, был с друзьями, напились, и была там какая-то девица, с которой он согрешил. Безумно переживает, не знает, как удержать жену, которую очень любит: «Помогите ради Бога!» Спрашиваю: «Зачем же вы рассказали все жене?» Он разводит руками: «Я ей никогда не вру!» Начинаю подбрасывать наводящие вопросы: «А вы уверены, что это было? Вы точно помните?» И вдруг его осенило: «А может быть, нет?» «Я тоже думаю, что нет», — кидаю ему спасительную соломинку. «Я все понял!» «Понял? Тогда бегом!» Через неделю звонит его жена: «Виктор Михайлович, вы знаете, мой-то меня разыграл! А я сгоряча чуть глупостей не наделала!»

И я очень рад, что два этих достойных, любящих друг друга человека сохранили семью. Чувство прощения должно быть в нашей жизни!

— Вы что же, устраиваете чьи-то судьбы за счет своего вознаграждения? Какой-то вы нетипичный представитель своей профессии.

— Знаете, своего благополучия на чужом несчастье не построишь. Да и есть чисто практический аспект — репутация фирмы от этого только выигрывает.

— Спасибо за интересный разговор!

Актуально