Стоит ли рисковать своим бизнесом? (о создании предприятия)

30.11.2006 Eva&Adam

В БИЗНЕСЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ЖАЛЬ, ЧТО ПОНИМАЕМ МЫ ЭТО УЖЕ ПОСЛЕ НЕВЕРНЫХ ШАГОВ. КОГДА ИДЕМ К ЮРИСТУ ЗА ПОМОЩЬЮ. А СТОИЛО БЫ С НЕГО НАЧИНАТЬ. И ТОГДА МНОЖЕСТВА ОШИБОК МОЖНО БЫЛО БЫ ИЗБЕЖАТЬ. СЕГОДНЯ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА НАС КОНСУЛЬТИРУЕТ ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО БЮРО INLAT PLUS АЛЕКСАНДР ЛЕНКОВСКИЙ.

Тема нашей беседы актуальна для желающих создать свой бизнес или поучаствовать в каком-то бизнесе, вложив в него определенный капитал. В каждом из этих случаев может возникнуть ряд вопросов, которые нужно продумать заранее, чтобы впоследствии не возникало проблем. Будет это интересно и тем, кто уже имеет свою фирму, возможно, какие-то моменты стоит еще раз проанализировать и внести изменения.

Итак, новичку поначалу предстоит открыть фирму. Есть три основных формы для ведения дела: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и индивидуальная трудовая деятельность.

По мнению нас, юристов, самая удобная форма – общество с ограниченной ответственностью. Многие ошибочно считают: “Я начинаю бизнес один, компаньоны мне не требуются. Открою-ка я индивидуальное предприятие или зарегистрируюсь индивидуальным коммерсантом. Не нужно платить уставной капитал, да и бумаг меньше оформлять придется…” Почему мы не рекомендуем эту форму вообще? Многие просто не знают, что стать единственным собственником бизнеса можно и организовав как общество с ограниченной ответственностью, так и акционерное общество. Подвох же в том, что индивидуальный коммерсант по обязательствам фирмы отвечает всем своим имуществом. А в акционерном обществе и тем более обществе с ограниченной ответственностью человек рискует только вложенными деньгами. В самом худшем случае — своей фирмой. Но его личное имущество – недвижимость, транспорт, доли в других бизнесах – риску не подвержено.

Простой пример. Лет пять назад работала в Риге компания по оптовой торговле продуктами питания. Тот период мы помним как время массовой неплатежеспособности. И получилось так, что большинство фирм, которым директор компании — позднее наш клиент — поставлял товары, не смогли с ним вовремя рассчитаться. В результате он, в свою очередь, не смог в срок расплатиться со своими поставщиками. В этой ситуации прямой вины данного предпринимателя нет. Но его компания оказалась под угрозой неплатежеспособности. К счастью, она имела статус общества с ограниченной ответственностью. Если бы такое случилось с индивидуальным предпринимателем, то кредиторы забрали бы не только собственность фирмы, но и его личное имущество. Ведь закон стоит на страже интересов кредиторов и защищает их от потерь. Хотя, как мы видим, не всегда человек виноват в сложившихся обстоятельствах. И никто не застрахован от подобных ситуаций. Поэтому рисковать всем своим имуществом явно неразумно.

Следующая форма — акционерное общество. Суть его в том, что компания в статусе АО действует публично, при необходимости выставляет свои акции на продажу, и их может купить любой человек. В России, например, изначально регистрируют закрытые и открытые АО. У нас такого деления нет. И фактически пока получается так: наш закон допускает, что латвийские акционерные общества могут быть как открытыми, то есть котирующимися на бирже, так и закрытыми — когда акции продаются только ограниченному кругу лиц или не продаются вообще. Хотя мы считаем, что со временем возможно определение законом всех акционерных компаний как открытых.

Поэтому мы всегда рекомендуем выбирать третью форму — общество с ограниченной ответственностью. Чтобы открыть SIA, достаточно одного человека. Он может быть собственником и владеть всеми 100 %. И может быть единственным членом правления, имеющим право подписи. В акционерном обществе, несмотря на то, что собственник и член правления может быть одним и тем же лицом, обязательно необходим совет в составе трех человек. Уставной капитал АО – 25000 латов. К тому же необходимо много дополнительной документации… Нужно созывать собрания акционеров, публиковать это в газетах… Так что, на мой взгляд, если человек не заинтересован в публичном котировании акций, ему стоит создавать общество с ограниченной ответственностью. Конечно, надо думать о перспективах. И если через некоторое время бизнес начнет процветать, понадобятся деньги на его расширение и дальнейшее развитие, или вы просто решите работать на другом уровне, можно спокойно перерегистрироваться в АО. Этот процесс длится примерно шесть месяцев, но он может идти параллельно с работой фирмы.

Итак, для регистрации общества с ограниченной ответственностью необходим минимальный уставной капитал – 2000 латов. Внести его можно имуществом. В этом случае нужно получить заключение эксперта — список таких специалистов утвержден Регистром предприятий. Имущество должно иметь адекватную стоимость и соответствовать деятельности фирмы. В принципе, компьютер, автотранспорт и офисная мебель подходят абсолютно ко всем видам деятельности, так что особых проблем я здесь не вижу.

Теперь об Уставе. Раньше в Уставах зачастую переписывали закон, а также указывали много различных данных, например, виды деятельности фирмы, что сейчас делать необязательно. Сегодня закон практически полностью определяет все взаимоотношения в компании, поэтому нет надобности вносить пункты закона в Устав. И Устав многих фирм помещается буквально на одном печатном листе и содержит следующую информацию: название фирмы, размеры основного капитала, количество долей, право подписи. Именно этой информацией Устав одной фирмы отличается от Устава другой. Он полностью соответствует Законам ЛР и достаточно оперативно регулирует вопросы жизнедеятельности предприятия. Если человек единолично владеет компанией, то вносить в данный Устав какие-то изменения ему не имеет смысла. Но если в бизнесе несколько участников, то это совсем другое дело.

Подчеркну важную мысль: если вы считаете, что сможете заниматься бизнесом самостоятельно, лучше вообще обойтись без компаньонов. Приглашать партнеров что называется “за компанию” чревато достаточно серьезными проблемами в будущем. Конечно, эти проблемы можно решить с самого начала, но зачастую клиенты приходят к нам за помощью, когда уже что-то произошло. У нас есть масса примеров, когда не то что с хорошими знакомыми, с близкими людьми возникают конфликты, которые грозят потерей бизнеса. Если хотите с кем-то работать, необязательно включать его в состав учредителей.

Конечно, бывает, когда без партнера или партнеров не обойтись. В этом случае очень важная позиция — распределение основного капитала. И как раз в Устав фирмы следует внести соответствующие пункты, чтобы застраховаться на случай конфликтных ситуаций. Здесь желательно проконсультироваться с юристами.

Рассмотрим распределение основного капитала “50 на 50 процентов”. Сразу скажу – это патовая ситуация. Без согласия второго ни один из учредителей ничего решить не может. В данном случае важно, кто из них — член правления с правом подписи. Поясню, чтобы было понятно: у нас все лица с правом подписи называются “член правления”. Все члены правления избираются на три года. Можно и на более короткое время, но тогда это дополнительно отражается в Уставе. Три года – максимальный срок. Затем надо либо выбирать нового, либо переизбирать старого, подтвердив его полномочия через Регистр предприятий. Итак, у вас с партнером доли “50 на 50”, при этом он еще и член правления. Возникает конфликтная ситуация, вы ссоритесь, но срок его правления еще не истек. И, соответственно, он имеет все полномочия на ведение хозяйственной деятельности. А значит, может совершить ряд действий в своих интересах, например, продать имущество компании. Снять вы его не можете, а также помешать – у вас пресловутые “50 на 50”. Конечно, если очевидно, что партнер продает имущество или недвижимость по заниженным ценам или заключает явно невыгодные для фирмы контракты, все это можно обжаловать и подавать иск против него. Но все это требует времени. Что происходит дальше? Рано или поздно право подписи у этого члена правления заканчивается. И он не может больше ничего подписывать. Банки сами блокируют счета фирмы. И нотариусы, если речь идет о продаже недвижимости, проверяют полномочия должностного лица, который подписывает документы от имени компании. То есть вам как “пострадавшей стороне” это несколько облегчает жизнь. Но работа фирмы полностью блокируется. Счета закрыты, сделки остановлены… Единственный вариант – созывать собрание через Регистр предприятий. Но Регистр практически не вмешивается во внутренние дела фирм. И если стороны не договорятся, то решение принято не будет. В этом случае Регистр предприятий по истечении определенного срока имеет право начать процесс ликвидации компании, поскольку в ней нет должностных лиц. В сложившейся ситуации вам придется каким-то образом договариваться с партнером, иначе компания прекратит свое существование. Конечно, когда все долговые обязательства фирмы будут выполнены, оставшееся имущество будет поделено между вами пополам. Но стоит ли рисковать бизнесом, если можно избежать такого распределения основного капитала? Знаете, сколько раз в подобных случаях я слышал от наших клиентов: “Это мои деньги, моя идея, я мог бы запросто и 51% получить!” Почему же тогда не получили? Потому что не проанализировали ситуацию и не посоветовались с юристами.

Актуально